В течение всего сезона за декоративными кустарниками необходим регулярный правильный уход, который состоит из полива, обрезки, подкормок, укрывания на...
Ссылка: далее
Ирландия страна загадок, много интересного можно найти и почерпнуть в садах Ирландии вот и мы решили подсмотреть к соседям и перенять их опыт ландшафт...
Ссылка: далее
Газон один из важнейших элементов любого садового участка. Зеленый цвет самый естественный, он благоприятно воздействует на нервную систему человека,...
Ссылка: далее
Удачным местом для создания сада в английском стиле является участок, который располагается в смешанном лесу. Высокие деревья прикрывают горизонт, соз...
Ссылка: далее
История создания красивых садов насчитывает около восьми тысячелетий. За это время человечеству удалось превращать свои сады в места отдыха и релаксац...
Ссылка: далее

Основные стили садово-паркового искусства. Английское садовое искусство и парковое наследие. Садово-парковое искусство Средневековья.

История создания красивых садов насчитывает около восьми тысячелетий. За это время человечеству удалось превращать свои сады в места отдыха и релаксации. У каждой страны сформировался за этот период свой, особенный стиль. Давайте рассмотрим подробнее, какие именно стили присущи разным государствам.

Видео

Галерея

Основные стили садово-паркового искусства. Английское садовое искусство и парковое наследие. Садово-парковое искусство Средневековья.
Основные стили садово-паркового искусства. Английское садовое искусство и парковое наследие. Садово-парковое искусство Средневековья.
Основные стили садово-паркового искусства. Английское садовое искусство и парковое наследие. Садово-парковое искусство Средневековья.
Основные стили садово-паркового искусства. Английское садовое искусство и парковое наследие. Садово-парковое искусство Средневековья.
Основные стили садово-паркового искусства. Английское садовое искусство и парковое наследие. Садово-парковое искусство Средневековья.
Основные стили садово-паркового искусства. Английское садовое искусство и парковое наследие. Садово-парковое искусство Средневековья.
Основные стили садово-паркового искусства. Английское садовое искусство и парковое наследие. Садово-парковое искусство Средневековья.

Регулярный стиль

Итальянский стиль – изначально представлял собой небольшой садик возле виллы, обнесенный забором или стриженой живой изгородью. В итальянском стиле преобладают строгие геометрические формы, прямые дорожки; в центре всей композиции часто располагали фонтан, вокруг которого разбивали парадные регулярные цветники или геометрически правильную мощеную площадку. Неотъемлемым элементом итальянского сада являются различные скульптуры и скульптурные композиции. Скульптурное оформление цветников, фонтанов, аллей придавало итальянским садам особую парадность и торжественность. Эта тема поддерживалась правильными посадками стриженных в форме шара или куба деревьев и кустарников.

Модное сегодня в ландшафтном дизайне понятие патио тоже пришло к нам из итальянских садов. Патио строилось на приподнятой площадке в непосредственной близости к дому или даже примыкало к нему. Патио украшали вазонами с растениями (часто стрижеными), скульптурами, здесь же размещали садовую мебель.

Французский стиль – стал развитием темы регулярного сада. Это стиль роскоши, безукоризненности и элегантности. Уходящие в перспективу широкие аллеи стриженых деревьев, партерные газоны, парадные цветники-арабески – таковы основные элементы французского ландшафтного стиля. В этом направлении садового искусства не просто подчеркивалась рукотворность созданного сада: здесь не могло быть даже намека на естественность и природность композиции. Регулярный французский сад предполагает строгую симметрию в планировке, прямые линии и четкие геометрические формы. Французский стиль – это торжество порядка, театральности, торжественности и строгости.

Важным и обязательным элементом французского стиля были водоемы строгой геометрической формы с фонтанами, скульптурами и каскадами.

С низким партером газона и цветников контрастировали боскеты – подстриженные в виде идеальных зеленых стен кустарники и деревья. Часто садовое пространство украшали стриженые садовые скульптуры, являющиеся настоящим произведением садового искусства.
 

Пейзажный стиль

Пейзажный стиль пришел в наши сады с Востока - из Китая, где регулярного стиля вообще никогда не существовало. Позже деликатное, трепетное отношение к Природе нашло свое отражение в садовом искусстве Японии, оказавшем влияние на весь мир.

Китайский сад – один из самых древних примеров садового искусства. Основные принципы китайского садового искусства заключаются в следующем: сад должен выглядеть абсолютно естественно, в нем превалирует произвольность образов и спонтанность; сад – это мир в миниатюре, самодостаточная микровселенная; многоплановая перспектива сада создает иллюзию пространства, новизна восприятия основывается на личном психологическом опыте и эмоциональном состоянии Человека.

В то время как основными элементами ландшафтного дизайна европейских садов являются изящные цветы, деревья и газоны, иногда небольшие каменистые горки или водоемы, в китайских садах приоритеты расставлены по-другому: на первом плане здесь камни и вода, далее архитектура. Используются также и деревья, например, сосна и бамбук; цветы же играют лишь мимолетную роль, а газон и вовсе отсутствует.

Сад в Китае строится так, чтобы достичь в нем баланса, гармонии, пропорций и разнообразия, лежащих в основе жизни. Комбинируя такие природные элементы, как камень, вода, деревья и цветы, искусственно созданные элементы ландшафтной архитектуры, дизайнеры сада стремятся достичь баланса и гармонии Человека и Природы.

Японский сад – невелик по площади, каждая деталь такого сада имеет глубокий внутренний смысл, отражающий мировоззрение его владельцев. Для Японии сад – это мир в миниатюре, со всей сложностью и многогранностью его проявлений.

В дизайне ландшафта японских садах используются только те растения, которые произрастают в этой местности. Задача японского сада – воспроизвести окружающий мир на небольшом участке земли с помощью довольно ограниченных средств. Стремление создать ощущение большей глубины и пространства сада привело к изменению пропорций естественного ландшафта, поэтому в японском садовом искусстве присутствует символизм: камни здесь символизируют горы, маленький ручеек – бурную горную реку, мощение дорожек имитирует волны, а карликовые деревья – могучие раскидистые многовековые растения.

Картина японского сада – это образ Природы, созданный и перенесенный автором сада. Японский сад сродни иероглифам – его нужно уметь читать. Настоящий японский сад может быть создан только в Японии; все, что мы можем создать за ее пределами – это лишь сад в японском стиле, настолько глубока философия этого направления садового искусства.

Основной принцип японского сада – ощущение покоя, возможность побыть наедине в окружающим миром, созерцание и миниатюризация.

Родоначальницей пейзажного стиля садового искусства в Европе является Англия, где еще в XYIII веке появились первые пейзажные (иначе их называют английские) парки.

Пейзажный стиль в отличие от регулярного не обособляет сад, а включает его в общее ландшафтное окружение. Пейзажный стиль полностью отрицает саму возможность видимой рукотворности сада: все должно быть абсолютно естественным, словно созданным самой Природой, а не руками человека. В этом – принципиальное отличие идеологии регулярных и пейзажных садов.

Пейзажный стиль – это стиль единения с Природой, следование ее законам, заимствование природных элементов и ландшафтов. Симметрия, практически не встречающаяся в Природе, не приветствуется и в пейзажном стиле. Этот стиль позволяет использовать потенциал особенностей ландшафта самого сада, в значительно меньшей степени вмешивается в созданное Природой пространство и объединяет сад с окружающим ландшафтом.

Следуя законам Природы, пейзажный стиль использует приемы оптического увеличения пространства и усиление его глубины. Цветники в английских садах обычно размещают живописными группами возле дома или естественного водоема. Большое значение придается колористике групп растений, сочетанию форм и текстур.

Дорожки, как и другие элементы ландшафтного дизайна, имеют плавные, естественные очертания. Помимо мощения плиткой, часто применяется гравийный отсев и натуральный камень.

Современные стили

В основе современных стилей частного сада лежит индивидуальность и эстетические образы. С изменением архитектурных тенденций менялись и стили ландшафтного дизайна. Модные тенденции не обошли стороной и садовое искусство, внеся в классические стили своеобразие сегодняшнего дня.

Стиль модерн – это стиль простых линий и открытых объемов. Сад модерн является комнатой под открытым небом, продолжающей и поддерживающей архитектурный и интерьерный стиль всего дома. Этому стилю присущи строгость, практически полное отсутствие украшений и лишних деталей. Можно сказать, что принцип «чем меньше – тем лучше» был написан как раз для этого стиля сада.

Стиль модерн предполагает наличие простых ограждений, минимум аксессуаров, простую садовую мебель из современных материалов, мощение из плит, выложенных в виде правильного геометрического рисунка с чередованием светлых и темных тонов. Очень часто в таком саду растения высаживаются в контейнерах, для чего используют глиняные (иначе их называют терракота) горшки простой формы.

Планировка сада в стиле модерн не придерживается симметрии, но отличается строгой геометрией и простотой линий.

Голландский сад – сохранил свои традиции и кажется сошедшим с картин великих мастеров прошлого. Обычно имеет небольшие размеры. Центром всей композиции сада является партерный газон, окруженный пестрым миксбордером из цветов, декоративных кустарников и иногда небольших деревьев. По периметру сада размещают стриженую живую изгородь. Деревьев в голландском саду обычно немного, но все они хорошо сформированы и ухожены.

Голландские сады отличает присутствие в ландшафтном дизайне элементов сельской жизни. Это может быть деревянная тачка, украшенная цветами или овощными культурами, декоративный колодец, маленькая мельница.

Колониальный стиль – это исконно американский стиль садового оформления, впервые примененный американскими колонистами. Эмоциональное настроение этого стиля – мягкий, уравновешенный, отчасти ленивый и неторопливый стиль жизни. В таких садах традиционно подвешивают гамак, размещают складные плетеные кресла. Элементами дизайна часто становятся стриженые растения, высаженные в деревянных кадках, различные скульптуры из камня и дерева. Для дорожек в саду используют покрытие из щепы, деревянные настилы или мощение из плитняка.

Стиль кантри - этот деревенский стиль определяется близостью к природе и использованием простых, естественных материалов и форм. В каждой местности в стиль кантри вносится свой национальный колорит, что объясняет разнообразие ландшафтных решений в пределах этого садового стиля. Текстура и цвет элементов дизайна сада повторяет материалы, из которых построен дом, - дерево, кирпич или естественный камень. В таком саду традиционно использование большого количества простых цветов разнообразных расцветок.

Простые, дарящие яркие краски и чарующий аромат цветы – мальвы, флоксы, душистый горошек, пионы, ноготки, бархатцы, георгины, душистый табак – растут в саду без строгих границ и ограничений. Сочетание цвета в таких композициях яркое и контрастное, а цветение обильное и продолжительное.

Мебель для деревенского сада обычно не приобретается в магазинах, а делается собственноручно либо заказывается у народных умельцев. Часто вместо мебели в саду используются простые природные элементы: чурбаны вместо стульев, ствол старого дерева вместо скамьи, сделанный из простой доски стол. Растения могут высаживаться в обыкновенные глиняные горшки. Для мощения дорожек применяют плитняк или кирпич, также могут использоваться спилы дерева. В саду традиционно размещают плетень или простую изгородь из досок. В качестве элементов декора используют самые простые хозяйственные вещи: оцинкованная лейка, корыто, старое ведро или бочка.

Английское садовое искусство и парковое наследие

Англия славится не только своими многовековыми традициями, историческими достопримечательностями, но и садовым искусством, а также парковыми шедеврами. Именно последние две “вещи” являются громкими культурными и природными наследиями, где, несомненно, была приложена рука творца. Ибо, такая красота создается благодаря человеческому фактору. Сады и парки имеют свои особенности – каждый из них благоухает по-своему! К примеру, один сад примечателен тем, что располагает наличием множества сортов роз, причем некоторые из них являются сортовыми потомками, т.е. те, чьи сорта произростали еще 100 лет назад. Другой – восхищает своей современной цветочной гаммой. Как видите, мода бытует в вопросах обустройства парковых зон и садовых участков. Однако не стоит забывать, что такой красоте мы обязаны профессиональному труду. Спасибо вам садоводы за ваше дело, цветочное совершенство и чудесные растения!

“Дело садовода” не проходит даром, ведь модные тенденции уже давно подкрались к цветочному миру, при этом зацепившись за законодателей мод .Так что только вперед, не оглядываясь и тогда сможете попробовать создать, сохранить изюмительную композицю. Мода, искусство ландшафтного дизайна, великолепные сады, парки и огороды – красота, требующая за собой уход, внимание и поддержку.
Sissinghurst Castle Garden

Сад известен тем, что здесь обитают дикие сорта растений. Любопытен сад своими цветочными композициями и культурными растениями.
Beth Chatto Gardens

Такое ландшафтное искусство было создано садоводами-любителями и одновременно супружеской парой. Их имена: Beth Chatto и Andrew Chatto. В саду вы сможете встретить разнообразие ксерофитов и полевые растения.
Leonardslee Gardens

Парк располагается на юге Англии, характеризуется наличием камней, ручеек, скульптурок, множества цветущих растений.
Savill Garden

Создателем сада является Eric Savill. Он один из первых, кто начал применять так называемую новую технологию лесных посадок. Здесь вы сможете увидеть изысканные растения и приятные природные неожиданности в уголках сада.

Садово-парковое искусство Средневековья

 В феодальном искусстве ведущее место занимала архитектура. В культуре средних веков (V-XV) выделяют два основных стиля: романский, царивший до половины XIII в., и готический, который сменил романский и господствовал до эпохи Возрождения. На развитие садово-паркового искусства средневековья оказало влияние знакомство с трудами ученых античного мира, посвященными технике обработки земли и приемам композиции парковых пространств. В XIII-XIV вв. большое распространение получило светское образование (Болонский, Парижский, Пражский университеты). Труды таких ученых, как Р. Бэкон (1214-1292), Альберт Великий (1193-1280), создавали фундамент для развития естественных наук. Альберт Великий построил ряд ботанических садов.

Размеры садов, создаваемых в пределах монастырских, дворцовых и городских укреплений, резко уменьшились, что вынуждало паркостроителей уделять больше внимания внутренним садам. Именно внутренний сад стал единственным связующим звеном между жителем города и природой.

В монастырях средневековья одна-две наружные стены выходили за пределы городских укреплений и были связаны с окружающей природой. Монахи-бенедиктинцы свои монастыри строили на плодородной и богатой водными источниками земле, на которой можно было бы закладывать сады. Утилитарные сады и рощи на прилегающих к монастырям и замкам местностях, которые служили для выращивания плодов, ягод, для охоты, отдыха и развлечений, были регулярными. Эстетические вопросы при устройстве таких садов обычно отодвигались на второй план. Подтверждение этому можно найти, изучая планы садов монастыря Сан-Галлен (IX) в Швейцарии, монастырей в Кларвоксе во Франции и в населенном пункте Могила под Краковом. В монастырях средневековья декоративные растения в основном разводили в замкнутом дворике - клуатре. Он был заключен в строгих геометрических формах архитектуры, и уже это требовало регулярной планировки. Клуатр окружали главные строения монастыря. Оформляли его наподобие римского перистильного дворика. Прямые или диагонально перекрещивающиеся дорожки в центре делили участок двора на простые геометрические фигуры. Центр был акцентирован колодцем, деревом или скульптурой. В клуатре выращивали декоративные растения, лекарственные травы и плодовые кустарники. Деревья в саду росли ровными рядами и были в основном местного происхождения, хотя не исключались и экзоты. По периметру сад обычно окружали заслоном из лиственных деревьев (липа, тополь, ясень) для защиты слабых фруктовых древостоев. Из фруктовых деревьев культивировали райскую яблоню, сливу, абрикос. Регулярный характер имели также грядки с лекарственными и декоративными растениями (шалфей, мальва, полынь, рута, чай, мак, богородная трава) - прообраз современных цветников. Грядки формировали в виде высоких призм, откосы которых укрепляли дерном, плетнями из лозы или жердями. Излюбленным элементом средневекового сада были дерновые скамьи, которые располагали в виде выступов на ограде.

Интересным приемом, возникновению которого; способствовали небольшие внутренние садовые пространства, был лабиринт, то есть участок, состоящий из специально запутанных садовых дорожек, разделенных стриженой зеленью. Лабиринт обычно вписывали в квадрат или шестиугольник. Прием был позаимствован у строителей храмов, которые делали дорожки из разноцветных камней в форме лабиринта. Проползая на коленях по такой дорожке на полу храма, богомольцы представляли себе, что совершают далекое паломничество (Шартрский собор, 1225 г., Реймский собор, 1250 г.).

Основные объекты садово-паркового строительства средневековья - внутримонастырские сады-клуатры, призамковые и примонастырские, декоративные и утилитарные сады и увеселительные рощи (цветочный луг или сад любви). Для средних веков характерно использование достижений античного естествознания и теории садово-паркового искусства и дальнейшее их усовершенствование. Можно выделить такие особенности садового строительства средневековья: геометричность планировки внутренних садиков; рядовые посадки и стрижка деревьев; лабиринт;

В развитии мирового садово-паркового искусства важную роль сыграло образование в VII в. арабского халифата. В VIII в. сложилось могущественное государство арабов, объединившее завоеванные земли Сирии, Палестины, Ирана, Египта, Ирака, Испании. На основе культурных достижений прошлых эпох арабы создали свою неповторимую культуру. О большой любви арабов к садовому искусству свидетельствуют сады и дворцы Каира, Самары, сады Багдада (Аль-Мамуна, IX в.) и других городов.

Сады были небольших размеров и замкнуты. Большие сады разбивали на отдельные участки. Они напоминали озелененные дворики - патио. Дворики соединялись небольшими калитками, расположенными так, чтобы композиция соседнего сада воспринималась внезапно. Украшали их очень скромно: водоемы и скамейки отделывали глазурованными фаянсовыми плитками. Вода протекала по неглубоким каналам или поднималась вверх тонкими струями фонтанов. Деревья были преимущественно одной породы. Искусство мусульманского Востока (исламское) - типичное искусство феодального общества, отличающееся количественной монументальностью, схематизмом и абстрактностью. Мусульманская архитектура была обусловлена идеологией феодальной аристократии, которая всеми силами поддерживала религию ислама как могущественное орудие угнетения и эксплуатации социальных низов. Из раннего периода развития исламской архитектуры до нашего времени дошло большое количество сооружений в основном двух типов: сооружений культового назначения (мечети) и медресе - высшие духовные учебные заведения. Почти все помещения группировались вокруг большого двора, оформленного крытыми галереями.